США и Россия. Кто раньше признает независимость Республики Арцах?

27 августа Сенат американского штата Калифорния подавляющим большинством голосов принял резолюцию AJR 32, признающую право народа Арцаха на реализованное в 1991 году самоопределение. Данный акт, совершенный накануне 23-й годовщины провозглашения Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах, явился продолжением принятого законодательным собранием Калифорнии 8 мая резолюцию AJR 32 о признании Нагорно-Карабахской Республики. Таким образом, решение Сената явилось подтверждением решимости штата Калифорния довести начатый процесс до логичного конца – признания государственной независимости Республики Арцах Соединенными Штатами Америки.

Возможно ли такое? Может ли США признать Республику Арцах?

Прежде чем попытаться ответить на данный вопрос, напомню выражение известного российского политолога Дениса Дворникова, высказанное в интервью PanARMENIAN.Net : “Калифорния – это не просто пазл из мозаики под названием США”. Дворников считает, что “Штат Калифорния – один из главных центров, оказывающих самое мощное влияние на мировую культурную повестку, наряду с Лондоном, Нью-Йорком и отчасти Парижем”.

Калифорния действительно не вмещается в разряд “рядовых” штатов, а если еще учесть, что федерализация в США, в той или иной мере, все же существует, то Резолюцию Сената Калифорнии следует воспринимать как существенный прорыв в проблеме Республики Арцах, способный в итоге перерасти в признание на федеральном уровне.

С этой точки зрения совершенно нелепо выглядит заявление МИД Азербайджана, назвавшего данное заявление “обычным клочком бумаги”. Кроме того, официальный представитель внешнеполитического ведомства Азербайджана Э. Абдуллаев заявил, что “Эта резолюция не имеет законного действия и выдвинута некоторыми проармянскими конгрессменами”. Думается, следует напомнить азербайджанскому МИД, что “клочок бумаги” принят штатом, территория которого превосходит территорию Азербайджанской республики без малого в шесть раз (424 и 72 тысячи квадратных километров), население – в четыре раза (37 650000 и 9 500000 человек), а ВВП – в 29 раз (2 триллиона и 69 миллиардов долларов).

Еще более интересно утверждение МИД Азербайджана о том, что данная резолюция “не имеет законного действия”.

С учетом федерального устройства США, признание законодательной властью Калифорнии Республики Арцах открывает огромные возможности для налаживания и развития взаимных отношений. Степанакерт уже сегодня может (и должен!) обратиться к Сакраменто с предложением открыть в штате Калифорния посольства (представительства) Республики Арцах и, наоборот, представительство штата – в Степанакерте. Кроме того, появилась законодательно обоснованная возможность экспортно-импортных торговых отношений, с поставкой в Калифорнию продукции с товарным знаком “Изготовлено в Республике Арцах” и наоборот. Соответствующие ведомства Республики Арцах получили возможность и право наладить взаимное сотрудничество во всех сферах жизнедеятельности: наука, образование, в том числе, обмен студентами, спорт… Можно (и нужно) предложить Калифорнии перевести некоторые производственные мощности в Республику Арцах, открыть в Арцахе филиалы фирм и компаний из Силиконовой долины. Необходима активная работа по налаживанию политических и, особенно, экономических интеграционных связей. Перспективно выглядит, например, сотрудничество в горно-обогатительной и сельскохозяйственной сфере. Словом, нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо наполнить резолюцию практическим содержанием.

Существует также мнение, что решение Сената Калифорнии не явилось самостоятельным шагом штата, пусть даже очень большого и богатого. Думается, кроме лоббистской деятельности армянской общины и соответствующих ведомств армянских государств, разумеется, данная Резолюция является следствием политических консультаций если не с Белым Домом, то с Государственным департаментом и ведущими в США партиями точно. Еще важнее понять, что Резолюция AJR 32 не противоречит внешнеполитическим интересам США, заинтересованным в политической и военной стабильности в нашем регионе.

В самом деле, никто из серьезных аналитиков и экспертов не сомневается в том, что возобновление агрессии Азербайджана против Республики Арцах на долгие годы, если не десятилетия, выведет Азербайджан из числа поставщиков энергоносителей на мировой рынок. Новая война также поставит крест на планах по строительству Транскаспийского газопровода, и без того испытывающего серьезные политические трудности. Данный проект, как известно, призван связать через Азербайджан, в обход России и Ирана, страны Центральной Азии, в первую очередь, Туркмению, с Европой. А потеря времени неминуемо приведет к окончательному решению о переориентации центральноазиатских энергоносителей или на север, в Россию, или на восток, в сторону Китая, Индии и других растущих экономик.

Понятно, что подобная перспектива совсем не улыбается США и, в целом, западному сообществу. Переориентация центральноазиатских труб на Россию значительно укрепит значение Москвы на энергетическую безопасность Европы. А если нефть и газ из Центральной Азии потекут в сторону Китая, то это подорвет планы Запада по сдерживанию роста экономики Поднебесной, предрешив поражение США и ЕС в экономическом состязании. Словом, по замыслу США и ее партнеров, нефть и газ должны течь только на запад, а для этого им необходима военно-политическая стабильность в Закавказье, ибо Азербайджан в этих проектах занимает важное место транзитного государства.

Добиться стабильности в нашем регионе можно лишь одним способом: окончательно разрешив проблему Республики Арцах. Данная проблема имеет всего три варианта решения: два из которых – признание независимости Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах и/или воссоединение Республики Арцах с Республикой Армения – идентичны по значению. Третий вариант – военная победа Азербайджана и оккупация Республики Арцах – нереален по нескольким причинам, хорошо известным в мировых центрах политики.

Понятно также, что окончательное решение нагорно-карабахского конфликта “вытолкнет” Азербайджан на Запад, с которым его связывают не только трубы и общее неприятие России, но и личные интересы правящего в Баку клана и его спутников. Политические “обиды”, в отличие от политических же и экономических интересов, имеют свойство быстро забываться.

Возможность выпадения Баку из сферы влияния России вынуждает Кремль способствовать сохранению взрывоопасных отношений между Республикой Арцах и Азербайджаном, одновременно не давая развернуться полномасштабной войне. То есть в российском раскладе НКР рассматривается в качестве жесткого поводка для Азербайджана, не дающая ему ни отдалиться к Западу, ни приблизиться к Республике Арцах.

Между тем, по сведениям, полученным из Вашингтона, 3 августа, в разгар боестолкновений, спровоцированных Азербайджаном на границе с Республикой Арцах, грозящих перерасти в полноценные боевые действия, в Госдепе США прошло совещание, на котором обсуждалась целесообразность признания государственной независимости Республики Арцах. К сожалению, было принято половинчатое решение, последствия которого отразились в решении Сената Калифорнии. Тем не менее, ситуация вынужденной необходимости признания Республики Арцах может повториться, и тогда Россия, скорее всего, окажется вытесненной из Закавказья. Со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Как представляется, в условиях, когда признание Республики Арцах становится все более реальным, единственным выходом для России, позволяющим ей сохранить свое влияние в Закавказье, является игра на опережение. Москва должна признать Республику Арцах хотя бы на день раньше, чем любая страна западного мира. В противном случае геополитические потери Кремля не будут идти ни в какое сравнение с потерей ненадежного, удерживаемого с помощью арцахского поводка стратегического партнера, как в Москве принято называть Азербайджан. Поводок, как известно, имеет свойство рваться.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме