Профессор Гасан Гулиев: отважный турок и баран являются синонимами

В книге азербайджанского филолога, профессора Гасана Гулиева “Архетипичные азери: лики менталитета” (Баку, 2002), есть знаменательная фраза: “Сохранение (закавказскими турками – Л.М.-Ш.) культовой роли барана можно объяснить именно тем, что без него почти невозможно представить типичный образ жизни азербайджанцев и понять некоторые аспекты их менталитета. Понятно, что современные азербайджанцы могут принять иную модель жизни, которая позволит предать забвению этот культ. Но вряд ли это удастся осуществить, если наш менталитет останется в неизменном виде”.

Вывод из приведенной цитаты может быть только один: над современными закавказскими турками продолжает довлеть культ барана. Добавлю также, что как верно замечает тот же Г. Гулиев: “В азербайджанской лексике “игид” и “гоч” синонимы”. Игид, это – молодой, отважный мужчина; гоч – баран. Таково мировоззрение закавказских турок: отвага у них ассоциируется с бараном. Не случайно пословица закавказских турок гласит: мужество на девять десятых состоит из умения убежать.

Изучение книги профессора Гасанова позволяет понять феномен культа Гейдара и Ильхама Алиевых в Азербайджане, равно как героизацию трусливого и подлого ночного убийцы. Вдумчивую и по-своему честную книгу Гасана Гулиева мы еще найдем время проанализировать, а пока поговорим о недавних событиях в Карвачаре, где армянскими бойцами был пленен азербайджанский диверсант Шахбаз Гулиев.

Факт сей опровергается азербайджанскими пропагандистами (и некоторыми армянскими пользователями интернета, кстати) одним единственным аргументом: не похож, оказывается, Шахбаз на диверсанта. Рожей не вышел. И резиновые сапоги, мол, диверсанту ни к чему. При этом скептики и откровенные лгуны постарались не заметить, что Гулиев был обвешан гранатами и вооружен пистолетом и автоматом с глушителями. Он является водителем КАМАЗа, утверждает азербайджанская сторона, видимо, пытаясь убедить нас, что в Азербайджане водители большегрузных автомобилей ходят друг к другу в гости с автоматами наперевес.

Ровно два года назад я был в тех же горах, которые перешел Ш. Гулиев. Поднимаясь к самому высокому передовому посту Армянской армии, я неоднократно жалел, что не прихватил с собой резиновых сапог. Тогда тоже было лето, однако на высоте свыше трех тысяч метров после полудня снег начинал интенсивно таять, превращаясь в холодную всепроникающую жижу и образуя многочисленные реки и ручейки без постоянного русла. На днях, поднимаясь на недавно освобожденную гору на границе с Нахиджеваном, я в первую очередь запасся резиновыми сапогами, ибо на солнечной стороне гор без них достаточно неуютно. То есть летом в наших горах чередование ботинок с водонепроницаемыми сапогами является необходимостью. Ш. Гулиев, как выяснилось, переходил границу в горах, как минимум, во второй раз, и резиновые сапоги указывают на его опыт. А изнывающий от июльской жары в бакинской квартире азербайджанский пропагандист “удивляется” тому, что диверсант Гулиев “не забыл в жару надеть сапоги”, и пытается преподнести этот факт как “опровержение” армянской пропаганды. “Не заметив” при этом шашки тротила, гранаты, автомат, пистолет и так далее.

По большому счету, азербайджанских пропагандистов стоит пожалеть. На границе, да еще в горах, они не бывают по понятной для закавказских турок причине: боятся, как почитаемые среди соплеменников бараны. Но у них есть еще и объяснение своей трусости: так, в Нахиджеванскую автономию, на границе с которой в начале июня армянские Воины добились крупного успеха, их не пускает местный хан. Понимая, что им выгоден запрет на свободное передвижение по территории государства, гражданами которого они являются, азербайджанские пропагандисты особо и не протестуют: не приведи аллах, могут избить, арестовать или, того хуже, позволить приблизиться к границе. Нет уж, думают они, уж лучше сидеть в безопасном Баку и строчить глупости.

Один из них, некогда поддерживавший более чем тесные отношения с военной прокуратурой Азербайджана, воодушевляет из бакинской квартиры своих соплеменников: “Ну, не в состоянии Армянская армия противостоять азербайджанской, и все тут!” Думается, не имеет смысла указывать игиту, сиречь барану, что никогда в истории азербайджанской аскерне не удавалось победить армянского Воина на поле боя, ограничусь простым вопросом: на какую тему еженедельно плачется культовый игит Азербайджана Ильхам Алиев?

Другой заштатный азербайджанский пропагандист, при виде валяющегося рядом с сапогами флага своего государства, пытается иронизировать при провальной игре: “Случайно, у негo (Шахбаза Гулиева – Л.М.-Ш.) не нашли напечатанный на глянцевой бумаге текст гимна Азербайджана или еще лучше, глобус Азербайджана?”. Успокою его: не нашли. А вот у перебежавшего 23 января 2012 года из вооруженных сил Азербайджана в Республику Арцах азербайджанского военнослужащего талышской национальности Ахундзада Мамедбагира в нагрудном кармане было аккуратно сложенное Обращение, с текстом которого можно познакомиться и сегодня.

Читая бакинских пропагандистов, получивших задание опровергнуть факт пленения азербайджанского диверсанта, невозможно не заметить одну особенность: все они свое “опровержение” заканчивают угрозой. “Когда придет время настоящих сражений, мы увидим совсем иные их (армянских командиров – Л.М.-Ш.) «таланты» (кавычки от деятеля азагитпропа). Ждать осталось недолго”. Второй, простите за каламбур, вторит: “Завтра… появятся настоящие азербайджанские воины. Вот тогда армянам фотографировать будет нечего. Хотя поправлюсь. С армянской стороны некому будет фотографировать, разве что на коленях…

Итак, ждать осталось недолго. До завтра. Завтра закавказские турки покажут нам удаль игита. Ибо вчера не получилось, а сегодня они пока способны грозиться с порога своего дома. Но вот “завтра” они нам обязательно покажут. Изученные нами до последней складки немытой рубашки спины аскерни. Или трусики в голубой цветочек. Не Сафара Абиева, а другого игита, Закира Гасанова.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

P.S. Один из указанных выше мужественных пропагандистов Азербайджана написал фразу, непривычная для турка беспощадная честность которой поразила нас. “Нам же остается посоветовать азербайджанским пастухам и шоферам грузовых автомобилей быть бдительнее с паствой баранов”, – написал он недрогнувшей рукой, признав сразу две реалии азербайджанской действительности: Азербайджаном руководят потомственные чабаны, а паства у них – бараны. В том числе и научившиеся писать.

Также по теме