У Азербайджана есть два варианта преодоления вражды с армянским народом

Кто из закавказских турок пристыдил тех своих соплеменников, что шумно и весело праздновали «освобождение» лезгинских сел Храх-уба и Урьян-уба?

Бывший житель Гандзака Ялчин муаллим вновь позвонил в Восканапат. Публикуем его разговор с редактором сайта

– Здравствуйте, Левон Грантович! Я хоть и обещал, что больше не буду звонить Вам, не удержался. Прочитал Ваше письмо Ильхаму Алиеву и решил позвонить и поблагодарить Вас. Спасибо, что Вы решили больше не трогать азербайджанский народ, а отвечать только Ильхаму. Я в восторге. Это – самое правильное решение. Азербайджанцы не виноваты, что во главе республики оказался курд, ненавидящий все азербайджанское. Мы сами страдаем от его правления, он настоящий диктатор, и от его правления страдает весь азербайджанский народ.

– Здравствуйте, Ялчин муаллим. Я Вас предупреждал, что Восканапат, это – судьба. И просил не зарекаться, что вы больше не будете читать Voskanapat.info и звонить нам. Но, не скрою, мне приятно, что вы опять позвонили. Однако мне не приятно то, за что вы меня благодарите. Если честно, мне по-человечески неловко за свою статью и за тот коллаж, который мы выставили. Это – не наш метод, не метод Восканапата.

Интересно получается: по поводу этой статьи мне звонили 6 человек, армян, и все выразили, мягко говоря, недоумение тем, что Восканапат счел возможным опуститься до уровня азербайджанских пропагандистов. Причем, все они использовали это слово: «опуститься». Больше того, в нашей редакции, впервые со дня основания, сотрудники выразили несогласие с тем, что я написал. И вдруг, ваш звонок и ваша благодарность.

Знаете, Ялчин муаллим, если у меня еще оставались сомнения в том, правильно ли я поступил, то вы их окончательно развеяли. Я был неправ, и ваши восторги – лучшее тому доказательство. Вы еще раз показали мне, насколько мы разные. Я сделал то, чего делать мне не подобает, чем гордиться не следует, мои друзья и сотрудники высказали мне такое, что могут и вправе высказать только друзья, и весьма символично, что закавказскому турку это понравилось.

– Левон Грантович, я хочу сказать…

– Подождите. Дайте мне договорить. Говорят, век живи, век учись. Мне не стыдно признаться в своей ошибке, ошибке, которую я, правда, совершил осознанно, и на которую мне указали мои друзья. Мне было неловко за нее, я об этом и в том письме написал, и ваша благодарность только усилила это чувство. Так что не ждите признательности с моей стороны, и не ждите, что Восканапат продолжит эту «акцию». Я всегда сдерживаю свое слово, но в этот раз этого не будет. Ваш звонок окончательно убедил меня в этом.

– Левон Грантович, вы считаете, что я позвонил, чтобы выслушать новые оскорбления?

– Господь с вами, Ялчин муаллим. Какие оскорбления? Просто я пошел против той самой теории, которую сам и проповедую годами. Мы – разные. Мы – представители взаимоисключающих цивилизаций, между нами огромная культурологическая и мировоззренческая разница. Образно говоря, я встал на четвереньки и укусил собаку, в то время как перенял от многих поколений моих предков умение уничтожать бешеного пса человеческими методами.

– Я согласен с вами, Ильхам Алиев заслуживает оскорбительных слов.

– Вы опять ничего вы не поняли, уважаемый. Но, видимо, объяснять что-то уже не имеет смысла. Давайте просто. Как у вас семья, дети, внуки? Скучаете по Кировабаду?

– Не уводите, пожалуйста, разговор в сторону. Почему вы считаете, что я ничего не понял? Вы были ребенком, когда я уже многое понимал в этой жизни. А сейчас вы говорите загадками и намеками, которые оскорбительны для меня. Я, наверное, зря позвонил вам.

– Ялчин муаллим, я не увожу разговор в сторону. Наоборот. Мы с вами, пожалуй, впервые говорим о глубинной сути агрессии Азербайджана против Республики Арцах, а также о том, почему нам удалось победить Азербайджан. Все дело в том, что закавказские турки воевали по-турецки, а мы – по-человечески. Вы способны понять это? (Последние три слова были произнесены на языке закавказских турок).

– Вы хотите сказать, что мусульмане – не люди? (Ответ был произнесен на том же языке)

– Ялчин муаллим, во время нашего прошлого разговора вы сказали, что считаете себя тюрком-азери. Почему сейчас вы называете закавказских турок мусульманами?

– Это так принято. Вы хорошо знаете, раньше мы себя так называли, а я – старый человек, и у меня это вошло в привычку. На самом деле, я считаю себя тюрком-азери.

– А мне удобнее, хотя, наверное, это можно оспорить, называть вас закавказским турком. Скажу вам также, что и раньше и сейчас закавказские турки Азербайджана называли и называют себя мусульманами. Я это называю конфессиоэтнонимом. Но это долго объяснять. Лучше я отвечу на ваш вопрос. И, простите, воспользуюсь игрой слов. Я не говорю, что закавказские турки не люди, я говорю, что они, в понимании людей альтернативной цивилизации, нЕлюди.

– Вы профессиональный хам, и я вам это говорю в лицо. Вам понравится, если я также назову армян?

– Не знаю. Скорее всего, я пропущу это мимо ушей: браниться по телефону – не моя стихия. Но вы не захотели обратить внимание на мои слова: я сказал «в понимании людей альтернативной цивилизации». Подавляющее большинство закавказских турок, то есть представители альтернативной для армян цивилизации, так и считают, и это меня не оскорбляет. Наоборот, буду честен, меня это воодушевляет, так как показывает, что армяне в подавляющем большинстве свято чтут свои цивилизационные воззрения, и турки, на инстинктивном уровне, чувствуют это. Я же говорю, мы – представители взаимоисключающих цивилизаций.

Вот передо мной открыта страница книги Веры Желиховской – русской писательницы, изучавшей живущие на Кавказе и в Закавказье народы и племена. Вот что она пишет на основе своих наблюдений о закавказских турках: «Христианина убить даже почитается великой заслугой. Утром татарин (то есть, закавказский турок – Voskanapat.info) его у себя примет, как гостя дорого; угостит и, став на колени, обувь с ног снимет. Чуть гость за его саклю или алачугу завернет, татарин не сочтет за грех его обобрать, как липку, а при нужде и кинжал в спину всадит». От себя добавлю: точно так же закавказский, да и любой уважающий себя турок, поступит и с иудеем, и даже со своим турком из другого племени. Скажите, по какой такой нужде можно кинжал воткнуть в спину человеку, с которым только что мирно ужинал? И еще: вы несколько десятков лет жили среди армян. Скажите, встречался ли вам хоть один армянин, способный на такую подлость?

– Вы читаете глупые книжки, а потом делаете выводы.

– Вы прекрасно знаете, что это не так. Я же жил с вами по соседству в одном городе, и имел достаточно много времени и возможности изучать вас. Примеры искусственно льстивого, нарочито подобострастного поведения закавказских турок я могу приводить как угодно долго. Например, и я еще об этом напишу, вам хорошо знакома армянская церковь свято Ованеса Мкртича, та, что на Ехеци тюре. Она возведена, в том числе и на средства моих прямых предков в начале 17 века, а освящена в 1633 году. Сегодня Азербайджан объявил ее «Албанской церковью». Ладно, пусть будет так, лишь бы не рушили. Но зачем было закрывать кирпичами кресты и узоры на ее куполе? Зачем надо было уничтожать следы христианства на церкви? Кого обманывает Азербайджан: самого себя, пару-тройку приспособленцев «албанохристиан», кормящихся из общей кормушки, или так называемое мировое сообщество?

– Я никогда не поддерживал политику Ильхама Алиева, и вы это знаете.

– Нет, я знаю другое, большинство закавказских турок Азербайджана поддерживают Алиева, и даже гордятся его «мудростью». А вы, удачно пристроившись при советской власти, просто выпали из обоймы нынешнего Азербайджана. Вас не нашли, и вы себя не нашли. Поэтому сегодня и оказались в России, и вы, и ваша семья. Вы сдались, потому что над вами оказались более удачливые турки: Алиевы, Гейдаровы, Эйюбовы…

– Вы же знаете, что они не турки-азери, они – курды.

– Они самые настоящие закавказские турки, просто иного этнического происхождения. Помните притчу о дереве, переживающего, что рукоятка топора, которым рубят лес, сделана из дерева? Она очень поучительна для вас. Алиевы, Эйюбовы, Талыбовы, Гейдаровы и так далее – неотъемлемая часть вашего естества, иначе им никогда не удалось бы властвовать над вами.

– Вы знаете, я уже жалею, что позвонил. Вы сегодня говорите загадками и сказками, половина которых мне не понятна. Но я понял одно: вы так же продолжаете ненавидеть азербайджанцев, как и раньше. Я думал, вы поумнели и поняли, кто виноват в наших общих бедах, а вы по-прежнему полны ненависти к нам.

– Вы заблуждаетесь. Я не ненавижу закавказских турок. Честно. Однажды мне уже приходилось говорить об этом. Разве мы ненавидим мух, залетевших в наш дом, или мышей, прогрызших пол и пробравшихся к нам на кухню. Мы их просто уничтожаем, испытывая при этом чувство брезгливости. А потом еще тщательно чистим жилье. У меня к закавказским туркам примерно такое же отношение: без ненависти и других эмоций. Я желаю очистить наш национальный дом от элементов, которые в принципе не должны находиться там. Разве в этом есть что-то противоестественное? Дом должен быть чист, и жить в нем должны люди, их родственники и друзья.

А ненависть, это – ваше. Я напомню ваши слова из нашего прошлого разговора. «Мы не ненавидим всех армян, но вас, Левона Мелик-Шахназаряна, ненавидит каждый азербайджанец», – польстили вы мне. Именно польстили, ибо армянин, которого закавказский турок не ненавидит – неправильный армянин, в нем сбит вектор армянства. Это происходит в силу разных причин, в том числе и, возможно, примеси крови альтернативной цивилизации. Но вот что интересно: когда в руки турка попадается безоружный армянин, он режет его без учета «правильности» его армянства.

Если армянина ненавидят, значит он того заслуживает. Не может один народ ненавидеть другой без причины. Нам надо разобраться в причинах, постараться искоренить их, а не продолжать войну. Меня лично не интересует Карабах, я знать не хочу, чья эта земля, мне просто не хочется продолжения вражды.

– Ну, во-первых, я не могу считать закавказских турок состоявшимся народом. Это – отдельная тема, и если вы соизволите еще раз позвонить, мы поговорим на эту тему. А пока просто напомню об отношении закавказских турок к автохтонным народам Азербайджана. У нас есть общий знакомый лезгин, он ваш сосед в России, поговорите с ним, он вам много интересного расскажет. Почему лично вы ненавидите курдов? Почему турки вырезали, наряду с армянами, греков и ассирийцев? Откуда у вас такая ненависть к русским и иранцам? К какому из соседних народов турок относится лояльно? Кто из закавказских турок пристыдил тех своих соплеменников, что шумно и весело праздновали «освобождение» лезгинских сел Храх-уба и Урьян-уба? Задумался ли кто-нибудь из ваших, что вы выбросили на улицу сотни людей, оставили их без крова?

Вы ненавидите всех своих соседей, потому что построили себе государство на земле этих народов. Вы знаете, что обязательно настанет время, когда придется отвечать за содеянное. Знаете, и боитесь. Боитесь, и ненавидите.

– Почему тогда в Армении живут одни армяне, а в Азербайджане – многие народы? Разве так ненавидят? Ваши слова и ваша теория не стыкуются друг с другом. Ведь это же факт – мононациональная Армения и многонациональный Азербайджан. О чем это говорит?

– Это говорит о том, больше того, это – убедительное подтверждение того, что турки – пришлый элемент. Понимаете, мы жили, живем и будем жить на своей Родине, а ваши предки прибыли сюда из далеких степей. Но прибыли они не на пустое место, они, обосновались на чужой Родине, узурпировали там власть, построили свое государство. Но автохтонные народы-то никуда не делись. Да, в результате агрессивной ассимиляционной политики часть их растворилась в турках, некоторые полностью исчезли, но крупные народы – талыши, лезгины, аварцы – все еще существуют и борются за выживание. А Баку свои поражения и неудачи в человеконенавистнической политике выдает за этническую толерантность. Как в басне о лисе и «незрелом» винограде. Это было бы смешно, если бы за этой пропагандой не таилась трагедия автохтонных народов.

– По-вашему получается, что мы должны вечно враждовать. Но ведь невозможно жить в вечной вражде.

– Я уверен, что вражда прекратится в тот самый день, когда руководство Азербайджана смирится с истиной и справедливостью, признает государственную независимость Республики Арцах, и откажется от притязаний на армянскую землю. Я не говорю, что мы подружимся, это невозможно, но взаимная вражда точно исчезнет. Даже при том, что часть Арцаха и весь Утик сегодня находятся в плену.

– Но вы же знаете, что это невозможно. Азербайджан никогда не признает Карабах.

– В таком случае есть другой путь преодоления вражды: Баку возобновляет агрессию против Республики Арцах, мы уничтожаем Азербайджан, восстанавливаем свою этническую и историческую границу на востоке, и помогаем автохтонным народам возродить свою государственность на исконно принадлежащей им земле. После этого враждовать вам придется с другими, ибо закавказских турок в регионе просто не останется.

– То, что вы говорите – расистский план.

– Тогда убедите своих соплеменников принять первый вариант. Согласитесь, он гораздо выгоднее для вас. Впрочем, мы свое дело, хоть и не завершили, но сделали, а вашим соплеменникам еще решать проблемы с другими народами. И это тот самый случай, когда я не могу пожелать вам успехов, даже ради проформы.

– На этот раз я не обещаю, что больше не позвоню. А сейчас мне надо просто подумать. Не над предложенными вами планами, они для меня неприемлемы, а над вашими словами и чувствами. Я хочу разобраться и в своих чувствах. А пока я уверенно могу сказать только одно: пока президент Азербайджана курд Алиев, нам трудно будет помириться.

До свидания.

До свидания. И, пожалуйста, имейте в виду, кто бы ни был главой Азербайджана, мир между нами невозможен до тех пор, пока это образование не откажется от агрессивных планов по отношению к армянскому народу и армянской земле.

Беседовал с эмигрировавшим в Россию бывшим жителем Кировабада (Гандзак)
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме